Оценка профессиональных рисков

3сен 2020
Оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору.

ОЦЕНКА РИСКОВ

Зачем проводить оценку профессиональных рисков?

Обязанность работодателя по проведению процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209 и 212 Трудового кодекса РФ, а порядок управления профессиональными рисками определен в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н  "Об утверждении типового положения по охране труда"


Этапы оценки профессиональных рисков

Процесс идентификации, оценки и управления рисками состоит из следующих этапов:

  1. Создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков и утверждение Графика идентификации опасностей и оценки рисков

    • Приказ о создании комиссии  
    • График идентификации опасностей и оценки рисков  
  2. Сбор предварительной информации

    В целях выявления фактических условий выполнения работ на всех этапах, члены комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков могут посетить место работы и полностью разобраться во всех опасных факторах, способных повлиять на безопасность труда посредством интервьюирования тех работников, которые вовлечены в процесс выполнения работ.

  3. Идентификация опасностей

    Идентификация опасностей - мероприятие по обнаружению (выявлению и распознаванию) и описанию опасностей.
    При идентификации выявляются номенклатура опасностей, их пространственная локализация, условия их проявления и воздействия на организм работающего и другие характеристики, необходимые для последующей оценки рисков воздействия и выработки мер по управлению рисками.

  4. Определение действующих мер снижения и минимизации рисков

  5. Определение тяжести последствий

  6. Определение вероятности возникновения рисков

  7. Оценка рисков

    При выборе метода оценки риска необходимо учитывать, что выбранный метод должен:

    • соответствовать рассматриваемой ситуации и организации;
    • предоставлять результаты в форме, способствующей повышению осведомленности о виде риска и способах его обработки;
    • обеспечивать прослеживаемость, воспроизводимость и верификацию процесса и результатов оценки рисков.
  8. Разработка дополнительных мер, направленных на снижение уровня рисков

  9. Оценка остаточного риска


Содержание последовательных процедур идентификации опасностей и оценки риска должно обеспечить:

  1. выявление возможных опасных ситуаций и событий, при которых существует риск воздействия опасностей на работающего, и определение их причин;
  2. оценка возможности (вероятности) возникновения опасных ситуаций и воздействия опасностей на организм работающего;
  3. оценка значимости (тяжести) последствий этих возможных опасных ситуаций, если они произойдут, а также воздействия опасностей на организм работающего;
  4. определение того, является ли оцененная степень риска пренебрежимо малой или допустимой для организации, при которой принятие каких-либо дополнительных мер обеспечения безопасности, кроме уже применяемых, не требуется, или недопустимой, когда обязательно необходимы дополнительные меры по управлению данным недопустимым риском.

Результат проведения оценки профессиональных рисков

В результате осуществления оценки риска организация должна получить:

  1. максимально объективную информацию о состоянии условий труда, имеющихся опасностях и рисках их воздействия на работающих;
  2. упорядоченные перечни рисков, ранжированные по степени риска, позволяющие выявить наиболее уязвимые моменты обеспечения безопасности труда, выработать меры по управлению рисками и надежному обеспечению безопасности труда работающих;
  3. максимально подробную информацию для принятия обоснованных решений по управлению рисками и позволяющую разработать и внедрить предупредительные и регулирующие меры по защите работающих от рисков.

Комплект документов по оценке профессиональных рисков включает:

  1. Положение о системе управления профессиональными рисками в организации;
  2. Приказ о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков;
  3. График идентификации опасностей и оценки рисков в организации;
  4. Анкеты для выявления опасностей;
  5. Перечень опасностей;
  6. Перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями;
  7. Карты идентификации опасностей и оценки рисков;
  8. Карты оценки рисков.

Оценка профессиональных рисков - это комплекс взаимосвязанных процедур, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Смотрите также:

Новые изменения в трудовом законодательстве 26.04.2022 Новые изменения в трудовом законодательстве
С 1 марта 2022 года вступили в силу новые изменения в трудовом законодательстве.
Продлены сроки для проведения обучения по ОТ и сроки действия результатов СОУТ 03.09.2020 Продлены сроки для проведения обучения по ОТ и сроки действия результатов СОУТ
Продлены сроки для проведения обучения по ОТ и сроки действия результатов СОУТ Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 N 849
×
ООО «Труд-Эксперт»